Не говори... Лучше напиши!

13.06.2012

 

         Практически каждый из нас сталкивался с проблемой: хочется получать больше, а как сказать об этом руководству не знаешь.         Как рассуждает начальник? "Хорошо... Я повышу тебе зарплату. А что получу взамен? Какая польза от такого повышения фирме?". Если сотрудник сумеет грамотно сформулировать и, что особенно важно, аргументировано обосновать свою просьбу - его шансы на повышение зарплаты значительно увеличиваются. Часто же приходится наблюдать обратное... люди требуют повышения, а на вопрос "за что Вам должны повысить зарплату?", вразумительного ответа дать не могут. "Я хороший сотрудник...". "Специалисты моего уровня получают гораздо больше...". "Я оказался в трудной ситуации...". Фактически получается, что "мне должны платить больше за то, что я - это я...". Какой же руководитель согласиться повысить Вам зарплату только из-за того, что вам "так хочется"? Из-за этого в коллективе возникает напряженность (сплетни, интриги, затаенные обиды и т.д.), следствием которых становится неизбежная текучесть кадров.         Вот как подошли к решению подобной проблемы в одной отечественной компании.         После внимательного изучения критической ситуации с кадрами, сложившейся на фирме, руководство сделало несколько важных выводов, которые послужили отправной точкой для всех последующих действий.         Прежде всего, было установлено, что большинство сотрудников не удовлетворенных размером своей зарплаты предпочитали либо вообще не говорить на эту тему (а спокойно заниматься поиском новой работы на job.ru), либо, наоборот - часто обсуждать больную тему, но только в кругу своих, в "курилке". Причем, последние, обвиняли во всех смертных грехах естественно начальство - я такой хороший, а меня не ценят!         Иными словами, люди были недовольны, но либо хранили это недовольство в себе, либо делились им с кем угодно, но только не с тем, от кого зависело решение проблемы. Почему происходило именно так?         Ответ на этот вопрос кроется в т.н. психологии подчиненного. Проще говоря - в страхе перед начальником. Сотрудники просто боялись подойти к руководителю и обсудить с ним проблему повышения зарплаты. Вот самый характерный пример того, как они объясняли свой страх перед разговором с начальством: "Я не хочу начинать разговор о повышении зарплаты потому, что шеф меня неправильно поймет..."         Люди боялись, что любое недовольство своей зарплатой, высказанное ими начальству, обернется для них увольнением. И поэтому многие из них руководствовалось принципом "работай, пока работается, и не высовывайся". Самое же неприятное в этой ситуации заключалось в том, что большинство из сотрудников обладали значительным потенциалом, способным принести компании большую пользу, но не могли реализовать этот потенциал, из-за своих опасений: "я могу работать лучше, но не за те деньги, которые получаю сейчас, а начать разговор о повышении зарплаты боюсь"...         Руководство фирмы осознало, что до тех пор, пока "больная тема" зарплаты не будет предана гласности, атмосфера в коллективе будет только усугубляться. Увольняющиеся сотрудники вольно или невольно передавали свое негативное отношение к начальству "новеньким", у которых с самого начала складывался отрицательный стереотип пагубно влияющий на их отношение к работе, а, следовательно, и на само ее качество.         После нескольких безуспешных попыток "разговорить" своих подчиненных, руководство фирмы решило пойти другим путем. Как уже говорилось, перед устной просьбой о повышении зарплаты люди изначально испытывали некоторую робость, которая сводила на нет все благие намерения руководства направленные на улучшение ситуации в коллективе. Однако те же мысли, выраженные в письменной форме не вызывали у людей подобной негативной реакции. Большинству из сотрудников было проще написать свою просьбу о прибавке к зарплате, нежели идти на прием к директору в качестве просителя.         Исходя из этого, администрация предложила сотрудникам специальный формуляр о повышении заработной платы (разработка Системы "ТРИЗ-ШАНС").         Любой желающий, кто по тем или иным причинам был не удовлетворен размером или схемой оплаты своего труда мог обратиться посредством этого формуляра к Генеральному директору с предложением о повышении своей заработной платы (или изменения схемы модели оплаты).          Формуляр включал в себя четыре вопроса, на которые должен был ответить сотрудник, желающий повышения своей зарплаты:         1. В чем заключается предложение по изменению заработной платы:                 А. В изменении ее размера.                 Б. В изменении модели (принципа оплаты)         2. Чем Ваше предложение лучше существующей модели (принципа)         3. Что полезного данное изменение заработной платы принесет фирме?         4. Как улучшится Ваша работа после предполагаемого изменения?         В силу того, что появление подобного формуляра могло быть истолковано неоднозначно, менеджером по кадрам была подготовлена пояснительная записка, объясняющая суть нововведения, в которой, в частности говорилось, что:         Появление формуляра не означает введения в организации новой системы оплаты труда.         Появление формуляра не означает  изменения существующих размеров заработной платы.         Появление формуляра не означает наступления перемен в финансовой и корпоративной политике организации.         Администрация предприятия гарантировала сотрудникам оперативное рассмотрение каждого предложения.         Стоит отметить, что предложение администрации было обращено к тем сотрудникам, которые обладали нереализованным потенциалом, способным принести пользу организации. Те, кому было что предложить, получили реальную возможность повысить свое благосостояние, повышая одновременно с этим и благосостояние предприятия.         Те же, кто хотел получать больше, но не мог объяснить, за что собственно ему должны повысить зарплату, столкнулись с проблемой: в "курилках" стало не о чем говорить... Излюбленная тема закрылась сама собой. Хочешь получать больше - обоснуй свое желание в формуляре, предложи компании то, что реально принесет ей пользу - и получи прибавку. А не можешь ничего предложить - так не скули по углам, что мало получаешь; Платить тебе больше пока не за что...         Внедрение формуляра о повышении зарплаты позволило руководству компании не только выявить своих наиболее перспективных сотрудников и задействовать их скрытые до сих пор возможности, но и определить тех людей, кто попал на фирму "случайно", кто не способен принести компании реальную пользу, и ужесточить требования к качеству работы последних.         То есть, введение формуляра способствует естественной фильтрации персонала: слабые работники не могут справиться с увеличившимся объемом работы и жесткими требованиями со стороны руководства, и освобождают свое место для настоящих профессионалов. Ценные же сотрудники, способные на творческий подход к своей работе, приобретают дополнительный материальный стимул для повышения своего профессионального уровня, благодаря чему качество их работы улучшается и приносит предприятию реальную пользу. 

Алексей Якушев
E-mail: grad@grad.ru

к списку