Все | Жилая недвижимость | Продажа | Загородная недвижимость | Зарубежная недвижимость | Коммерческая недвижимость | Разное

Российский рынок торговой недвижимости отличается стабильностью


Международная консалтинговая компания ColliersInternational представила результаты своего долгосрочного исследования, согласно которым рынок торговой недвижимости вот уже несколько лет испытывает стабильное развитие. Инвесторы все чаще предпочитают финансировать не столичные, а на региональные проекты, предпочитая вкладывать свои деньги именно в этот сегмент коммерческой недвижимости. Такая ситуация объясняется стабильностью макроэкономической ситуации, а также возросшей платежеспособностью населения, проживающего в регионах. Кроме того, недостаток земли в Москве и Санкт-Петербурге для строительства новых торгово-развлекательных комплексов дает возможность развивать рынок торговой недвижимости в других городах. Так, в первом квартале 2012 года, который по обыкновению отличается не слишком большой активностью, в России было сдано в эксплуатацию девять крупных торговых центров общей площадью практически 400 тысяч квадратных метров.


Предложение


Впервом квартале 2012 года в Москве общая площадь торговых центров возросла более чем на 46 тысяч квадратных метров, а арендопригодная – практически на 27 тысяч квадратных метров, что составляет около 10% от всей площади, которая прогнозируется к сдаче в 2012 году. Уже к марту месяца были открыты торговый центр EGO mall и торговая галерея в гостинице «Москва».




По региональным данным в первые три месяца 2012 года были открыты 7 торговых центров, общей площадью 330 тысяч квадратных метров, что на 36% больше, чем в первом квартале прошлого года. Большая часть ТРК открылись в городах с населением больше одного миллиона человек. 




К концу 2012 года планируется открытие еще, по крайней мере, 40 торговых центров, площадь которых составляет практически 3 миллиона квадратных метров, треть из которых будет открыта в городах-миллионниках. Однако по оценкам экспертов эти цифры могут быть несколько меньше, так как открытие некоторых ТК перенесется на следующий год.


Спрос


Региональные потребители выказывают постоянно растущий спрос на вновь появляющиеся бренды. А зарубежные компании постепенно осваивают не только столичный рынок, но и все чаще обращаются к провинциальным городам.


Тем не менее, даже в Москве с каждым кварталом появляются все новые производители, которые предлагают свою продукцию в сегментах «Одежда», «Продукты» и «Бытовая техника». Так, в первые три месяца этого года в ТРК Москвы появились магазины мировых брендов EccoKids, Hamleys, Kesko с K-citymarket, а также Debenhams.


Арендные ставки и вакантные места


В первые полгода арендные ставки торговых площадей в Москве не увеличились, ситуация на рынке коммерческой недвижимости оставалась предельно стабильной. Рынок коммерческой недвижимости в качестве тестовой использует западную систему расчетов арендной платы – минимальная фиксированная ставка плюс процент от торговой прибыли. Но все же арендаторы предпочитают стабильно получать фиксированную плату, нежели работать в сторону ее увеличения, пусть и не всегда стабильного.




Торговые центры, которые отличаются удачным расположением и разнообразием представленных брендов, практически не предлагают вакантных мест для аренды. В некоторых ТРК наполняемость достигает 100%. В среднем наполняемость торговых помещений составляет 97%.


Тенденции развития


2012 год, по сути, для рынка торговой недвижимости страны должен стать особенным. Впервые в нашей стране появятся торговые центры нового формата аутлет. Так в Москве ожидается открытие OutletVillageBelayaDacha,FashionHouseMoscow и VnukovoOutletVillage. Эксперты прогнозировали открытие таких ТК еще 5-6 лет назад, однако кризис несколько приостановил планы инвесторов.


Сегодня в нашей стране на стадии проектирования и строительства находятся 14 аутлетов, четыре из которых располагаются в Москве, три – в Петербурге, а также Казани, Екатеринбурге,Челябинске, Омске, Нижнем Новгороде, Перми и Новосибирске.


Кроме аутлетов, девелоперы считают весьма перспективными проекты ритейл-парков, которые представляют собой несколько гипермаркетов, объединенных в одну торговую галерею. Первые ритейлы появились в 2005 году в Санкт-Петербурге. В настоящее время по всей стране строится еще 20 подобных комплексов. Причем проекты для половины из них появились еще полгода-год назад.


До 2008 года ритейлеры обращали внимание только на столичные рынки торговых площадей и к городам-миллионниках, и предпочитали инвестировать средства именно в них. Уже несколько кварталов они все больше обращаются к региональному сегменту и к совсем небольшим городам. В 2011 году огромные ТРК были открыты, например, Ногинске, Волоколамске, Твери и Магнитогорске.


Аналитики прогнозируют на ближайшие годы стабильное развитие рынка торговой недвижимости. Если в городах-миллионниках будут востребованы все форматы, то в небольших провинциальных городах кроме классических торговых центров будут востребованы и ритейл-комплексы.